Графская пристань

Графская пристань

Пристань была одним из первых сооружений, которые появились в Севастополе. Постепенно скромный причал для шлюпок превратился в изящный символ города.

Графская пристань раскинулась на южном берегу Севастопольской бухты. Выходит она на главную площадь города — площадь Нахимова.

История строительства пристани

Изначально пристань была простеньким деревянным причалом для лодок, который построили в 1783 г. для коммуникации города с флотом. В 1787 г. к визиту Екатерины II в Севастополь причал был переоборудован в полноценную пристань с широкой лестницей. В это же время и по этому же поводу у обновленного сооружения появляется официальное название — Екатерининская пристань. Правда народ его практически не использовал. Горожане и моряки гораздо охотнее называли пристань Графской, вспоминая, что здесь обычно причаливает граф М.И. Войнович.

Уже к 30-м годам 19 века пристань нужно было обновить. Видя это, военный губернатор Севастополя М.П. Лазарев составил план улучшения объекта. Он предлагал соорудить каменную террасу и возвести колоннаду, которая стала бы украшением пристани и отделила ее от города. В соответствии с рекомендациями был разработан проект реконструкции (его выполнил английский военный инженер Джон Уптон, служивший в России). В 1837 г. результат работы Уптона и Лазарева был представлен на суд Николаю I. Государь утвердил его, однако идею строительства колоннады не поддержал. Несмотря на это, Лазарев не отступался от своей задумки и неоднократно обращался к царю с просьбой разрешать строительство колонн. В 1844 г. Николай I все же дает согласие.

В 1846 г. было завершено строительство колоннады на Графской пристани. И именно эта дата украшает аттик сооружения. Теперь пристань становится не просто местом для причаливания судов, но и новым парадным входом в Севастополь с моря.

Архитектурные особенности пристани

Главным украшением пристани стала колоннада в античном стиле. Два ряда колонн увенчаны портиком, в ниши которого были помещены четыре мраморные статуи в античном стиле (до сегодняшнего дня сохранились лишь две из них). К морю от колоннады идет широкая гранитная лестница с парапетами. У ее подножия установлены две мраморные фигуры лежащих львов. Их создал итальянский скульптор Фернандо Пелличио.

Графская пристань в истории

В 1853 г. здесь состоялась торжественная встреча вице-адмирала П.С. Нахимова с жителями Севастополя после Синопской победы.

В период обороны Севастополя через пристань проходило снабжение боеприпасами всех бастионов. Ночью 26 августа 1855 года из-за попадания вражеской ракеты в баржу с порохом на пристани случился взрыв, принесший существенные разрушения.

В ноябре 1920 г. более сотни тысяч человек вынужденно покинули Россию после разгрома армии П.Н. Врангеля.

В 1925 г. у объекта появляется новое официальное название — пристань III Интернационала, которое, впрочем, в народе тоже не особо закрепилось. С 1990 года пристань официально именуется Графской.

В 1941 году у пристани во время сражения с противником погиб крейсер «Червона Украина», который атаковали немецкие самолеты.

Во время Великой Отечественной войны пристань была сильно повреждена, ее отремонтировали уже в послевоенное время. Затем в конце 70-х годов провели серьезную реконструкцию лестницы, а в конце 80-х отреставрировали колоннаду.

Сейчас на пристани собираются ветераны во время торжеств в честь великой Победы. Здесь начинается большинство городским мероприятий и парадов. Графская пристань всегда полна туристов, приезжающих сюда насладиться прекрасным видом живописной Севастопольской бухты.