13.04.2016

События на территории Крыма во время Первой мировой войны

На Черном море первая мировая война началась 29 октября 1914 года. В этот день, не дождавшись объявления правительством о начале войны с  Россией,  военные суда турок, соединившись в одну эскадру вместе с германскими крейсерами, провели обстрел российских гаваней и приморских городов. Под их обстрел попали Одесса, Севастополь, Ялта, Феодосия и Новороссийск. В порту Одессы вражеская торпеда потопила канонерскую лодку «Донец». Также огнем артиллерии была разбита баржа, наполненная углем, а обстрелы велись по всем портовым сооружениям и городским кварталам. Во время обстрела Севастополя германский линкор «Гебен» был подвержен атаке трех русских миноносцев, но бой не дал положительных результатов ни одной из сторон.

В Стамбуле довольно долго размышляли, стоит ли вступать в начавшуюся 1 августа 1914 года мировую войну. В итоге было принято положительное решение. В Черное море преждевременно вошли германские суда под турецким флагом, а многие турецкие корабли имели сформированные смешанные экипажи.  Интересен тот факт, что немцы занимали не только капитанские мостики и прочие командные посты, а были еще и кочегарами. Их отличала поразительная выносливость, сноровка и чувство долга — качества, которых не хватало туркам.

Сражения Черноморского флота России

Русский Черноморский флот по многим показателям превосходил турецко-германскую эскадру. Но немецкие суда были построены по современным технологиям, поэтому были гораздо быстрее и маневреннее, нежели русские корабли. Что же касается командования вражеского флота, то оно было намного инициативнее. Тогда во главе Черноморского флота стоял адмирал Эбергарт — очень осторожный человек, который предпочитал действовать только наверняка, чтобы избежать риска и не тратить попусту силы и время.

Зачастую вражеским судам удавалось ускользнуть после очередного нападения, отделавшись разве что незначительными повреждениями. Но значительные неприятности им приносили русские мины. В апреле 1915 года, когда велось вражеское нападение на город Одессу, был подорван и затоплен турецкий крейсер «Меджидие». Спустя некоторое время он был поднят русскими спасателями, после отремонтирован и отправлен на войну под именем «Прут».

Но сражения с вражескими кораблями на море были не главной целью военного флота, он должен был выполнять более общие задачи. Кораблями обоих сторон перехватывались и затапливались различные грузовые суда. Первая мировая довольно быстро принимает характер войны, которая ведется на истощение не только вражеских вооруженных сил, но и экономики. Русскому флоту удалось парализовать вывоз угля  из самого главного турецкого угольного бассейна. Это позволило оставить Стамбул на некоторое время без топлива.

Черноморский флот занимался  поддержкой наземных операций Кавказской армии. Огромным успехом в Трапезундской операции, начавшейся в феврале 1916 года, был захват русской армией стратегически важного центра  Эрзурума.  После на восточных территориях Турции десант завоевал крупный порт Трапезунд.

Дарданелльская операция

Успешное проведение Дарданелльской операции могло сыграть решающую роль в судьбе России. Инициатором ее проведения был британский лорд  Уинстон Черчилль. Ее необходимость объяснялась тем, что с самого начала войны Россия была отрезана от всех союзников. Из-за этого страна остро нуждалась в поставках многих видов оружия и промышленных изделий. Снабжение русских велось через территории Владивостока и северной части Мурманска, который не был даже связан с железной дорогой. В этом направлении она была проложена к концу 1914 года при обострении ситуации.

Необходимо было использовать какие-либо другие, более близкие и удобные территории или моря. Например, Черноморские проливы, а также Константинополь. О проведении Дарданелльской операции настойчиво просил тогдашний глава русской армии князь Николай Николаевич. Такое упорство русского князя было вызвано тем, что данная операция союзников могла существенно помочь русскому наступлению на территориях Малой Азии и Турецкой Армении.

В итоге операция прошла на Галлиполийском полуострове и закончилась провалом. Турки были заранее предупреждены своими агентами о наступлении и смогли тщательно подготовиться к нападению, а во время прохождения боев проявляли свое мужество, стойкость и неожиданное для их врага воинское умение.

Повысилась активность Черноморского флота лишь к осени 1915 года. Тогда в строй был введен  новый линкор «Императрица Мария». Благодаря его быстроходности и мощи орудий флота Российской империи получил ощутимое превосходство. К этому времени  русские нападали на болгарскую Варну.  В 1915 году в начале октября Болгария решила поучаствовать в событиях мировой войны, а в качестве своих союзников выбрала Центральные державы.

Назначение А.В. Колчака на должность главнокомандующего Черноморским флотом

В 1916 году в начале сентября император Николай II назначает на должность главнокомандующего Черноморским флотом контр-адмирала Александра Колчака, который в будущем будет занимать место Верховного правителя России. На момент назначения он являлся одним из лучших российских флотоводцем, опытным специалистом морского дела.

Но сразу же после назначения произошла страшная катастрофа на Севастопольском рейде. 20 октября 1916 года на линкоре «Императрица Мария» случился взрыв порохового погреба. В его результате умерли 225 членов экипажа, а сам корабль пошел ко дну. Была эта ситуация диверсией или просто несчастным случаем —  выяснить так и не удалось.

Контр-адмирал Колчак приступает к непосредственной подготовке давно задуманной российским правительством Босфорской операции. Главной ее целью был захват Константинополя и проливов. Для проведения операции специально формируется ударная дивизия, которая должна была десантироваться с кораблей в проливе Босфор. Входящие в ее состав полки были названы Цареградским и Нахимовским. В них были отобраны лучшие солдаты и офицеры, большинство которых являлись георгиевскими кавалерами. Высадка должна была произойти в апреле 1917 года. Но начавшийся в феврале революционный переворот перечеркнул все планы.